Программа деятельности Муниципального учреждения дополнительного образования детей «Детский оздоровительно-образовательный центр «Патриот» «Семь вершин успеха» имеет огромное практическое и теоретическое значение.
Охватывает до 800 чел., адресована детям разных возрастных групп.
Предусматривает массовые спортивные, коллективно-творческие мероприятия, организацию деятельности мастер - классов, курс тематических лекций, экскурсий и походов.
Основной задачей является создание условий для всестороннего развития личности, ее развитие и оздоровление.
Программа направлена на работу по различным направлениям воспитательной, оздоровительной и образовательной деятельности, например, с социально запущенными детьми, с одаренными детьми, с активистами и лидерами и т.д.
Программа предполагает движение каждого ребенка по своему индивидуальному пути развития и достижение им определенных вершин успеха. Постоянное педагогическое сопровождение данного процесса.
Рекомендуется педагогам дополнительного образования, воспитателям, вожатым, родителям.
Пояснительная записка Современные дети и подростки, которые живут, как и каждое поколение, в непростое, но свое время. Этому поколению жизнь предъявляет очень высокие требования. Поэтому современным детям необходима уверенность в себе, прочная база знаний, социальная зрелость. Безусловно, все это приобретается в результате воспитания и самовоспитания, обучения и развития, жизненного каждодневного опыта. Процесс самореализации личности, самопознания, самовоспитания, самосовершенствования невозможен без соответствующей среды для самоутверждения человека.
Любому человеку, а ребенку особенно, необходимо чувствовать, что он кому-то нужен. В своих поступках мы ориентируемся на оценку других лиц. Признание человека другими людьми выступает основной сферой формирования полноценного эмоционального состояния души.
В настоящее время назрела потребность изменения подходов к организации летнего отдыха и оздоровления, к содержательной деятельности детей и подростков.
Обращение к творческим потенциалам растущей личности, развитие способностей, индивидуальных черт растущего человека, создание условий для социального творчества через многообразие форм деятельности, нахождение путей сотрудничества и сотворчества, создание атмосферы дружбы и взаимопонимания – вот основные ориентиры.
Для разрешения выше изложенной проблематики за основу кладется игровая модель организации смен. Игра является главной составляющей в воспитании детей, особенно в условиях летнего лагеря. Игра наделена неким исследовательским смыслом. Они копируют, моделируют действительность, именно это способствует развитию личностных качеств ребенка, через игру можно достичь своей мечты, а мечта у каждого ребенка своя.
Программа адресована широкому кругу участников оздоровительно-образовательных смен и представляет ребенку любого школьного возраста возможность раскрыть в условиях лагеря свои творческие, познавательные, физические, лидерские и другие способности.
С первого дня пребывания в лагере ребенок становится участником смены и ведущей сюжетно-ролевой игры, принимает законы и традиции лагеря и его символику, соблюдает установленный порядок и режим работы.
Ребенок в лагере – это член отряда, учащийся какой-либо мастерской, выбранной им по желанию, участник акций, проводимых в дни смены, в лагере. Он может быть туристом, дежурным, зрителем, исполнителем, организатором и т.д. Ребенок, попадая в воспитательное пространство лагеря, приобретает навыки самообслуживания, самостоятельности, а также получает возможность рефлексивного отношения к себе и к миру, так формируется в человеке духовная и внутренняя целостность. В условиях лагеря современный подросток получает определенную степень социального закаливания, приобретает навыки общения со сверстниками.
Целеполагание программы Программа рассчитана на весь период работы лагеря. В течение всего периода она предполагает организацию воспитательного пространства, обеспечивающего необходимые условия для полноценного отдыха детей и развития личности каждого ребенка. Реализация семи подпрограмм и семи направлений воспитательной деятельности.
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ: Создание возможностей для приложения творческих сил и способностей детей и подростков в содружестве с педагогическим коллективом. Создание и поддержка временных детских коллективов для реализации интересов детей, их потребностей в самосовершенствовании, саморазвитии и самоопределении.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
1 Создать условия, позволяющие ребенку осознать себя как личность,
самоутвердиться, развить интересы и способности.
2 Содействие созданию благоприятных условий для развития
личностных качеств ребенка, его способностей к творчеству через
удовлетворение потребности в свободном выборе интересной для
него деятельности, а также для саморазвития, самосовершенствования,
самореализации личности.
3. Развитие организаторских навыков детей путем включения в систему
самоуправления, подготовки и проведения дел лагеря.
4. Расширять зону формирования общей культуры, способствовать
обогащению внутреннего мира ребенка, формированию новых
ценностных ориентаций.
5. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
6. Способствовать дополнительному образованию ребенка.
7. Приобретение норм социальной жизни, поведения в коллективе, культуры взаимоотношений детей в
группе сверстников.
8. Создание условий для эффективной коммуникации педагогического коллектива.
9. Разработка различных форм летнего отдыха, внедрение в практику работы инновационных
педагогических технологий, использование положительного педагогического опыта центра «Патриот».
10. Создание условий работы, позволяющих раскрыть творческий потенциал каждого члена педагогического
коллектива.
Основные направления воспитательной деятельности
ЧЕЛОВЕК: Собственная неповторимость; Побуждение к самовоспитанию; Каждый должен стать творцом самого себя; Жить по законам добра и справедливости; Самореализация каждого человека не должна подавлять достоинства и интересы других;
СЕМЬЯ: Здесь закладываются основы будущей личности; Осознание истории семьи; Сохранение рода и его традиций и их приумножение;
ТРУД: Сделать труд ребенка творческим, созидательным; Учить бескорыстно, добротворчеству; Воспитание чувства деловитлсти, предприимчивости, чувств честного партнерства;
ЗНАНИЯ: Способность мыслить, анлизировать, понимать, обобщать, делать выводы; Прочность знаний, широкая информированность;
КУЛЬТУРА: Проявление творческих сил и способностей; Привитие чувства прекрасного, культура быта и человеческих отношений, выработка вкуса, неприятие пошлости; Строить жизнь по законам красоты и гармонии;
ОТЕЧЕСТВО: Воспитание уважительного, бережного отношения к истории своего народа; Любовь к своей Родине, уважение ее прошлого и настоящего;
ЗЕМЛЯ И МИР: Взаимосвязь всех мировых процессов; Осознать себя частью мира; Экологические проблемы; Неравнодушие к общечеловеческим проблемам; Покой и согласие между людьми; Выстраивание мирных межличностных отношений в коллективе.
Основные направления деятельности по программе 1. Лечебная, спортивная -
оздоровительная работа с учетом заболеваемости детей включает дозированные солнечные и воздушные ванны, утреннюю гигиеническую гимнастику, выполнение режимных моментов в соответствии с возрастом детей, прохождение профилактического лечения. Занятия по интересам различными видами спорта: плавание, теннис, футбол, волейбол, бадминтон и др. Проведение различных соревнований и спортивных праздников.
2. Экологическое направление.
Организация познавательных викторин, акций в защиту природы, поддержания здорового образа жизни.
3. Художественно-эстетическое направление. Воспитание нравственных
качеств, навыков и привычек культурного поведения осуществляется
прежде всего в процессе работы над формированием нравственного
самосознания личности. Приобщение к искусству, активное деятельное
включение ребенка в творческий процесс через проведение конкурсных
программ и пр., организацию концертов.
4. Туристско - краеведческая и патриотическая работа.
Организация
походов, вечерних костров, мероприятий направленных на формирование
гражданской позиции, патриотических чувств и любви к родной истории
на основе народных традиций. Для достижения поставленных целей были
проведены следующие мероприятия: вечер памяти героев ВО войны,
русские праздники и обряды, зарница, день России, день вежливости и т.д.
5. Дополнительное образование.
Занятия в различных творческих объединениях. Виды данной деятельности зависят от интересов и потребностей детей, а также исходя из технических возможностей лагеря. Организуются и варьируются следующие творческие объединения: Компьютерные игры; Видеозал; Аэробика; Студия игр; Информационный центр; Театральная студия; Эстрадная студия; Хрустальный башмачок; Меткий стрелок; Трудовой десант; Веселый мяч; Изостудия; Очумелые ручки; Бисероплетение; Лепка; Макраме;
6. Трудовое направление.
Организация трудовой деятельности на огородном участке, и благоустройство территории лагеря, работа по самообслуживанию.
7. Социально –
педагогическое направление. Одна из актуальных проблем
современного общества – формирование личности, готовой жить не
только в меняющихся социальных и экономических условиях, но и
активно влиять на существующую действительность, изменяя ее к
лучшему. На первый план выходят определенные требования к такой
личности – творческой, активной, социально-ответственной, обладающей
хорошо развитым интеллектом. Работа «Фабрики вожатых», изучение
микроклимата детского коллектива их ожиданий. Психолого-
педагогичекая помощь детям и родителям в вопросах воспитания через
работу «Клуба выходного дня «Здоровая семья».
Образовательное направление: реализации программ «Академия
умников», «А если он трудный», «Фабрика вожатых».
Содержание деятельности по программе
Концепция программы основана на возрождении приоритетности воспитания и опирается на следующие идеи:
· опора на базовые потребности ребенка;
· развитие личности в процессе воспитания;
· совместная деятельность взрослых и детей в процессе воспитания, установление партнерских отношений;
· формирования единого воспитательного пространства для жизнетворчества каждого ребенка на основе личностного подхода;
· формирование у обучающихся осознанного отношения к будущему ответственному поведению, как к важнейшему средству предупреждения дезорганизации общества, детской безнадзорности, правонарушений и преступлений в детской и подростковой среде;
· привлечение детей к активной созидательной деятельности;
Целью всей программы является движение каждого ребенка по ступеням вершин к успеху. Смена разбивается на семь воспитательных блоков, как и сама, программа разбита на семь подпрограмм: 1.«Фабрика вожатых»;
2.«Академия умников»;
3.«А если он трудный»;
4.«Клуб выходного дня»;
5.Оздоровление по путевкам;
6.«Здоровое будущее»;
7.«Школа актива»
Предполагаемые результаты
Работая в рамках программы, педагоги понимают значимость статуса своей профессии.
Программа помогает взрослым:
· Обрести «новое» педагогическое мышление, раскрепощенное и свободное, нестандартное и оригинальное;
· Увидеть в себе социального изобретателя, способного формировать типы общения, мышления, деятельности;
· Развить духовные потребности через работу в режиме постоянного творческого поиска;
· Развить коммуникативные навыки и умения общения в коллективе;
Благодаря созданным программой условиям жизнедеятельности осуществляются:
· Оздоровление и активный отдых детей, и приобретение ими положительных эмоций;
· Выявление и раскрытие способностей детей в спорте, искусстве, туризме и других видах спорта;
· Более глубокое понимание своего внутреннего мира и поведения, приобретение умения познания мира, самих себя, другого человека;
· Формирование навыка партнерского сотрудничества со сверстниками и взрослыми в решении проблемных ситуаций;
· Расширение понятийного аппарата и кругозора, умений и навыков в области прикладного искусства, физической и экологической культуры, разных видах деятельности;
· Самореализация, саморазвитие и самосовершенствование детей и подростков в процессе участия в жизни ДОЦ;
· Освоение навыков общежития и развитие организаторских способностей;
· Привлечение внимания детей к русским традициям, воспитание гражданской позиции, морально-нравственных ценностей, взглядов, идеалов;
· Раскрепощение и формирование у детей уверенности в своих силах и возможностях. Совместные положительные эмоциональные переживания детей и взрослых
Заключение Мы предполагаем, что реализация программы позволит расширить вариативность содержания и форм деятельности, осваиваемых ребенком в процессе его отдыха. Другими словами, создаваемое нами социокультурное пространство формирует условия для обеспечения продуктивного разноуровневого отдыха и обучения детей, развития личности, с учетом вариантов наполненности данного компонента отдыха и обучения детей. Программа содержит семь направлений воспитательной деятельности и семь направлений педагогической деятельности, что позволяет каждому взрослому м ребенку шагать к успеху, осваивая семь вершин успеха.
Дальнейшее развитие программы предполагает сохранение наработанных традиций, разработку новых форм организации активного досуга в свете семейной политики государства. Не вызывает сомнения, что только здоровый человек, с хорошим самочувствием, оптимизмом, психической устойчивостью, высокой умственной и физической работоспособностью может активно жить, успешно преодолевать профессиональные и бытовые и иные трудности.
|